Идеолог Вселенской Тьмы
Глава 3. Источники культуры
Толкин и сказания кельтов
читать дальше
mmmm... Рыцарский роман вырос не из кельтских сказаний, хотя сюжетный материал они ему, действительно, предоставили - наравне с античным романом, народными и воинскими песнями, сагами германских народов. Он вырос из религиозной и политической реальности европейского Средневековья и из рыцарства, собственно, как такового, и является в большОй мере воспоминанием позднего Средневековья о раннем и осмыслением этого раннего.
И поэтизация адюльтера, существующая вдобавок лишь в части романных циклов (а в другой - жёстко осуждаемая), к традициям кельтов отношения имеет весьма немного, благо что выросла она на другой (на Южнофранцузской) почве...
Короче, мера компетентности г-жи Альвдис в данном вопросе даже меньше моей. А я ни разу не филолог.
Запомним.
Король-бродяга
читать дальше
Ну, давайте начнём с того, что статично сидящий в одном замке король - это довольно современное попсовое представление, основанное на реалиях абсолютно конкретной страны: Франции. Это там короли по ряду причин приучились практически не покидать своих резиденций, и при абсолютизме эта тенденция закрепилась окончательно.
Но даже французский король Средневековья кочевал очень много; просто его "ареал" был ограничен его областью, Иль-де-Франс, в силу особенностей местной организации власти.
А уж в Англии привычка королей половину года проводит в разъездах по наиболее крупным областям прожила особенно долго. Ещё Елизавета на зиму покидала Лондон. Тому были объективные причины: расходы на содержание монарха и двора таким образом перекладывались с казны на отдельных крупных землевладельцев и города, это позволяло серьёзно сэкономить.
То есть связывать штамп артуровского мифа с кочевьями валлийских королей - весьма странно.
Ну и сами эти кочевья не представляли чего-то особенного или уникального для кельтов; точно так же жили большинство полуцивилизованных государств, даже земледельческих (например, идентичный уклад отмечен у германцев, у русичей и т.д.). А про скотоводов и говорить нечего.
И наконец, короли валлийцев - это в большинстве своём всего лишь племенные вожди.
Дальше.
Как я уже указал, контраст мог быть только в уровне организации быта - валлийцы, насколько помню, были менее цивилизованны и образованны, чем англичане пост-Вильгельмовых времён. А дотоле и здесь контрастировать было нечему, в общем-то. При чем тут античные правители, вообще неясно. Одиссей сам пас скот и пахал землю. Например.
При чём тут дунаданы - вообще неясно. Владыки (такие, как Элронд или Галадриэль, например) их наоборот почитали. Обыватели же просто не видели в них никаких вождей и королей, а видели таких же обывателей, как они сами, просто мрачных, нелюдимых и оттого несколько подозрительных.
Арагорна именуют Strider, и это не "унизительно" - ведь так его зовут те самые обыватели, которые и друг друга называют по кличкам: например, Butterbur, или Осина (оригинал сейчас не помню). Само это прозвище означает "тот, кто передвигается широкими шагами", и смысл его легко понять, если вспомнить долговязого, вечно куда-то спешащего Арагорна-дунадана - его просто окрестили по самой характерной его черте, это очень яркая, живо описывающая объект кличка. Переводить это слово наверное и правда надо по-другому; но я вот так на коленке не соображу.
А Арведуи отказали в троне Гондора не потому, что он был валлийский кочевой король - на тот момент он был вполне себе статичным государем, обитателем Форност-Эраин - а потому, что он был наследником по женской линии, а вдобавок в Гондоре имелся уже собственный, популярный и компетентный, претендент.
Г-жа Альвдис ухитрилась пропустить одну из немногих реальных отсылок к земной истории - а именно эпизод, положивший начало Столетней Войне. Или что, Эдуард III тоже был валлийский кочевой король, и ему именно за это отказали?
*простите, яд самовыделился*
Толкин и сказания кельтов
читать дальше
Именно из кельтских сказаний вырос рыцарский роман, принеся в европейскую культуру не только мотивы странствий в поисках некой ценности, но и поэтизацию адюльтера (корни которой надо искать в сравнительно высокой свободе кельтских женщин, позволяющей им выбирать себе мужей).
mmmm... Рыцарский роман вырос не из кельтских сказаний, хотя сюжетный материал они ему, действительно, предоставили - наравне с античным романом, народными и воинскими песнями, сагами германских народов. Он вырос из религиозной и политической реальности европейского Средневековья и из рыцарства, собственно, как такового, и является в большОй мере воспоминанием позднего Средневековья о раннем и осмыслением этого раннего.
И поэтизация адюльтера, существующая вдобавок лишь в части романных циклов (а в другой - жёстко осуждаемая), к традициям кельтов отношения имеет весьма немного, благо что выросла она на другой (на Южнофранцузской) почве...
Короче, мера компетентности г-жи Альвдис в данном вопросе даже меньше моей. А я ни разу не филолог.
Запомним.
Король-бродяга
читать дальше
B древнем Уэльсе, а ранее, видимо, вообще в кельтской Британии король вел непривычный для нас образ жизни: он ездил по своей стране. <...> Эти бесконечные разъезды нашли свое отражение в артуровских легендах, причем не только в образе рыцарей, разъезжающих по лесам в поисках приключений, но и в быте самого короля Артура, который не находится в Камелоте безвыездно, а переезжает в Лондон и в другие города.
Ну, давайте начнём с того, что статично сидящий в одном замке король - это довольно современное попсовое представление, основанное на реалиях абсолютно конкретной страны: Франции. Это там короли по ряду причин приучились практически не покидать своих резиденций, и при абсолютизме эта тенденция закрепилась окончательно.
Но даже французский король Средневековья кочевал очень много; просто его "ареал" был ограничен его областью, Иль-де-Франс, в силу особенностей местной организации власти.
А уж в Англии привычка королей половину года проводит в разъездах по наиболее крупным областям прожила особенно долго. Ещё Елизавета на зиму покидала Лондон. Тому были объективные причины: расходы на содержание монарха и двора таким образом перекладывались с казны на отдельных крупных землевладельцев и города, это позволяло серьёзно сэкономить.
То есть связывать штамп артуровского мифа с кочевьями валлийских королей - весьма странно.
Ну и сами эти кочевья не представляли чего-то особенного или уникального для кельтов; точно так же жили большинство полуцивилизованных государств, даже земледельческих (например, идентичный уклад отмечен у германцев, у русичей и т.д.). А про скотоводов и говорить нечего.
И наконец, короли валлийцев - это в большинстве своём всего лишь племенные вожди.
Дальше.
Контраст образа жизни валлийских королей и правителей античной, а позже и средневековой Европы был разителен. Такой король-бродяга не мог не вызывать презрения – что нашло свое отражение в судьбе дунаданских вождей, описанной Толкином.
Как я уже указал, контраст мог быть только в уровне организации быта - валлийцы, насколько помню, были менее цивилизованны и образованны, чем англичане пост-Вильгельмовых времён. А дотоле и здесь контрастировать было нечему, в общем-то. При чем тут античные правители, вообще неясно. Одиссей сам пас скот и пахал землю. Например.
При чём тут дунаданы - вообще неясно. Владыки (такие, как Элронд или Галадриэль, например) их наоборот почитали. Обыватели же просто не видели в них никаких вождей и королей, а видели таких же обывателей, как они сами, просто мрачных, нелюдимых и оттого несколько подозрительных.
He только Арагорна презрительно именуют Бродягой (Бродяжником, Колобродом и т. д. в зависимости от попыток переводчика смягчить унизительность этого прозвища), его предку Арведуи отказывают в праве на корону Гондора, несмотря на очевидную законность его притязаний.
Арагорна именуют Strider, и это не "унизительно" - ведь так его зовут те самые обыватели, которые и друг друга называют по кличкам: например, Butterbur, или Осина (оригинал сейчас не помню). Само это прозвище означает "тот, кто передвигается широкими шагами", и смысл его легко понять, если вспомнить долговязого, вечно куда-то спешащего Арагорна-дунадана - его просто окрестили по самой характерной его черте, это очень яркая, живо описывающая объект кличка. Переводить это слово наверное и правда надо по-другому; но я вот так на коленке не соображу.
А Арведуи отказали в троне Гондора не потому, что он был валлийский кочевой король - на тот момент он был вполне себе статичным государем, обитателем Форност-Эраин - а потому, что он был наследником по женской линии, а вдобавок в Гондоре имелся уже собственный, популярный и компетентный, претендент.
Г-жа Альвдис ухитрилась пропустить одну из немногих реальных отсылок к земной истории - а именно эпизод, положивший начало Столетней Войне. Или что, Эдуард III тоже был валлийский кочевой король, и ему именно за это отказали?
*простите, яд самовыделился*